Обобщенный материал

f3165

f1170867

21 сентября 2014 года, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы (Престольный праздник села Протасово) Епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий совершил чин освящения Поклонного Креста, установленного в память об утраченной святыне — храме Рождества Пресвятой Богородицы.

osvyshenie-shod

БУДЕМ ПОМНИТЬ!

Про историю села Протасово написано немало заметок, публикаций, школьных сочинений и других трудов. К примеру, упоминание о селе Протасово и краткая историческая справка приводятся в первом томе Избранных краеведческих трудов Н.В. Муравьева. (Изд-во ООО «Тамбовский вестник», Тамбов. 2006.) Во втором томе данного сборника можно прочитать краткую справку из истории школы в Протасово. Несколько строк о селе имеется и в «Тамбовской энциклопедии» (Тамбов: ООО «Издательство «Юлис», 2004.). Данные книги вполне доступны, они имеются как в школьной библиотеке, так и в сельской. Наиболее широко, развернуто и художественно представлена история села в неопубликованном, к сожалению, труде: «Из истории Протасовского сельсовета Ржаксинского района Тамбовской области, 2005г.».  В данной подборке история села представляется неразрывно связанной с людьми, которые проживают на данной территории и, конечно, с хозяйством. Описывается красота природы, приводятся поэтические строки, имеются копии фотографий. (Данную работу, как и другие упомянутые статьи и документы, желающие могут посмотреть на данном сайте в разделе «из истории села» и «документальные факты»).

К сожалению, не могу привести доступных широкой общественности работ, в которых упоминалось бы про историю утраченной на сегодня святыни села – храме Рождества Пресвятой Богородицы. А ведь именно с постройкой храма, деревня Протасьевка стала иметь статус населенного пункта – село!

 

Попробуем немножко исправить эту несправедливость. Приведем информацию из немногочисленных документов, которые удалось проанализировать на данный момент.

Нужно еще раз отдать должное упомянутой выше подборке материалов «Из истории Протасовского сельсовета», где приводятся такие строки: «По данным Ревизской сказки 1795 года, с. Протасово, где находится Протасовский сельсовет, тогда называлось деревней Григорьевкой и была вотчиной секунд-майора Василия Михайловича Протасова. После его смерти она перешла его жене и детям. С 1811 года деревня была переименована в Протасьевку, а затем и в село Протасово, где и появилась Рождественская церковь, построенная в 1828 году на средства княгини Меньшиковой». «…В 1935 году на полях Протасовских хозяйств появились тракторы и комбайны Каменской машинно-тракторной станции…  Местную Рождественскую церковь, не тронутую временем более чем за 100 лет, разорили и приспособили под зерносклад. А теперь на ее месте нет и следа.»

Первым «по возрасту» документом, из которого мы можем почерпнуть информацию об утраченной святыне – храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Протасово – является рукопись «Исповедная ведомость Богородской церкви с. Протасовка Тамбовской округи за 1838 год». (Храниться в Государственном архиве Тамбовской области). Из данного документа мы узнаем, что церковный штат в 1838 году состаял из:

Священник – 1;

дьякон – 1;

дьячок – 1;

пономарь – 1.

 

Священником в 1838 году был Стефан Васильевич Смирнов, 32 лет от роду.

Жена его – Татьяна Иванова – 25 лет.

Дети их:

Дмитрий – 7 лет;

Праскова – 6 лет;

Стефан – 4 года;

Александра – 2 года;

Алексей – ½ года.

 

Дьякон – Василий Григорьев – 43 года.

Жена его – Серафима Викторова – 36 лет.

Дети их:

Александр – 16 лет;

Владимир – 15 лет;

Георгий – 13 лет;

Гавриил – 10 лет;

Евгений – 5 лет;

Максим – 1 год.

 

Дьячок – Максим Иванов – 30 лет.

Жена его – Александра Львова – 29 лет.

Дети их:

Андрей – 8 лет;

Иван – 7 лет;

Дмитрий – 1 год.

 

Пономарь – Емельян Андреев – 35 лет.

Жена его – Анисья Сафронова – 34 года.

Дети их:

Федор – 15 лет;

Иван – 13 лет;

Тимохий – 8 лет;

Алексей – 4 года;

Евдокия – 10 лет;

Ксения – 4 года;

Василий – 1 год.

 

Всего данная Ведомость имеет 32 листа (формата  А-4) с двухсторонней записью.

Исповедовавшихся и причастившихся в 1838 году записано – 999 мужского и 1051 женского пола (всего 2050 человек).

На последней странице данной Исповедальной Ведомости имеется запись: «Копию сей книги для доставления к хранению в ризницы получил дьякон Василий Григорьев сентября 3-го дня 1838 года.

Краткое упоминание о храме в селе Протасово имеется в документе, также хранящемся в государственном Архиве тамбовской области «Ведомость за 1840 год о пожертвованиях поступивших в церкви и о похищенном: по Благочинию Тамбовской Округи села Грязнуши  Владимирской церкви (Священник Емельян Преображенный)». В данном документе, в частности, можно посмотреть, сколько средств было собрано в селе Протасово по Богородицкой церкви в 1840 году на пожертвования, сравнить с другими приходами. (Смотрите копию документа).

Третьим «по возрасту» из найденных документов с упоминанием о храме в селе Протасово, является – «Справочная книжка по Тамбовской Епархии на 1876 год». (Храниться в Тамбовской государственной областной библиотеке имени Пушкина).

В данном справочном издании имеется запись:

«В с. Протасов, Богородиц., к постр. 1828г. тщан. Кн. Ан. Алек. Меньшиковой.

Предел. два: во имя зачатия Св. Анны и во имя св. Николая.

Шт. Настоятель и псаломщик.

Приход. д. М. п. 1213; ж. 1193. зем. усад. 3 д., паш 33 дес.

Наст. свящ. Александр Андреевич Викторов, 2- разр., р. 1851 года.

Ц. стар. почетн. гражд. плотицин, 1872г.»

На основании данной записи можно утверждать, что храм в селе Протасово был построен в 1828 году на средства княгини Ан. Алек. Меньшиковой. Возведен он был в честь Рождества Пресвятой Богородицы и имел еще два придела: во имя зачатия Святой Анны и во имя Святого Николая. На момент издания данного справочника  (1876 год) настоятелем храма был священник Александр Андреевич Викторов. Штат состоял из настоятеля и псаломщика.

 

Из документа «Списки благочинных и подведомых им церквей и сел Тамбовской Епархии за 1880 г.» (хранится в областной Пушкинской библиотеке), находим, что церковь села Протасово была подведома Благочинной церкви села Пановы кусты. (Священник села Пановы кусты – Иоанн Новосельский). Поземская почта была на Пановы кусты.

 

В пятом «по возрасту» документе: «Историко – статистического описания Тамбовской епархии 1911г.» (Храниться в Государственном архиве Тамбовской области) имеется запись:

«Протасово. Церковь каменная, холодная, построенная в 1828 году на средства княгини Меньшиковой. Престолов три: главный — Рождества Божьей Матери и придельные — св. Анны и св. Николая Чудотворца.

Дворов 404, душ муж. п. 1394, жен. п. 1426, великороссы, земледельцы, имеют душевой надел земли по 3 ¼ дес.

В приходе три деревни: 1) Александровские Верхи (Вершина), 186 двор., душ муж. п. 660, жен. п. 688, от церкви в 5 верстах; 2) Александровка (Зароща), 66 двор., душ муж. п. 233, жен. п. 219, и 3) Зимбулатово, 23 двор., душ. п. 72, жен. п. 78, в 3 верстах; кроме того, жителей на хуторах 6 двор., душ. п. 17, жен. п. 19. Мелкие хутора Козодаевы и Алонцевы. Пруд.

Школа земская, законоучителю в ней 40к. за часовой урок. Имеются опись церковного имущества и метрическая книги с 1831 г.

Штат: священник, дьякон и псаломщик.

У причта 33 дес. полевой земли и 3 дес. усадебной, на каковую землю имеется план и меж. книга 1833 г., полевая земля в трех местах, от церкви в 150 саж., 250 саж. и 1 ½ вер. Общая доходность почтовой земли 400 р. в год.

Братский годовой доход 1200 руб.

Дома у причта собственные.

Приход от ст. «Ржакса» Р.-У. ж. д. в 17 вер., от почтового отделения Паново-Кустовского в 10 вер., от больницы в с. Каменке в 7 вер., от волостного правления Протасовского, находящегося в с. Павлодаровке, в 12 вер., от благочиннаго в 25 вер. и от г. Тамбова в 70 вер. Адрес: для почтовой корреспонденции – Протасовское волостное правление Тамб. уез., а для телеграмм – Сампурское или Паново-Кустовское почтовое отделение. Земский начальник 5 уч., пристав 5 стана Тамбовского уезда.»

(Оставляем данную запись без выводов и комментариев).

 

 

Много информации о священнослужителе Викторове Александре Андреевиче, который был 53 года настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы (с 1848 по 1901 год) мы узнали из личных дневников, которые вел сын  этого священнослужителя. Дневники сохранились у потомков рода Викторовых. Копии страниц из данных дневников прислал на имя главы Протасовского сельского совета правнук настоятеля – Краснов Лев Александрович (в 2007 году).

Коротко, исходя из данного документа,  можно отметить, что на свое постоянное место Викторов Александр Андреевич заступил в 32 года (в 1848 году). Назван он был Александром в честь своего деда, который был так же священнослужителем. Возможно, священнослужителем был и его отец.   В приходе было пять деревень, четыреста дворов, да и еще окольные. «Приход по тогдашним меркам считался богатым». Александр учил детей в школе при храме, занимался пчелами и прочим трудом с раннего утра до позднего вечера. Жена его, Анна, окончила в Тамбове женское епархиальное училище, была довольно образована, сама учила своих детей первоначальной грамоте. Родила двух дочерей и четырех сыновей: Марию, Евгения, Павла, Андрея, Анастасию, Федора. (В дневнике описывается про детей – кто где учился и затем устроился.) В дальнейшем, Павел заменил отца в качестве учителя во вновь открывшейся в Протасовской земской школе. В 1901 году, после парализации «схватила кондрашка» в возрасте 85 лет Александр Андреевич удалился от дел. «Тогда у него уже было около дюжины внуков». Через пять лет, когда минуло ему девяносто, он умер. Похоронили его в склепе, устроенном в церковной ограде. Через несколько лет умерла и жена его Анна. Похоронили ее в том же склепе, что и мужа. «В отчем доме еще многие годы жила их младшая дочь Анастасия». (В дневниках описывается и быт священнослужителя, устройство дома, много о детях и прочее.)

 

 

Кто же был священнослужителем в селе Протасово после отстранения от дел в 1901 году – Викторова Александра Андреевича?

В документе «Списки и характеристики священнослужителей Тамбовской губернии, представленных к награждению в 1909 году», (храниться в Государственном архиве Тамбовской области), в разделе «представлены к скуфе», имеется запись: «Священник с. Протасова  Николай Медведев – 32 летъ. Окончил Курскую духовную семинарию по 2 разряду, съ 1899г. состоит священником, съ 1900г. – законоучитель земской церковной школы. Поведения весьма хорошего, под судом не состоит. В 1905 году награжден набедренником.»

 

Из «Списка священнослужителей 1 – 6 округов с указанием количества у них обучающихся. 1917 год» (ГАТО), узнаем, что Протасово в это время входило в 4-й Тамбовский округ, священником был Николай Медведев, числилось у него на тот год – трое обучающихся.

 

Историко – краеведческим музеем Ржаксинского района были предоставлены копии документов «Историко – статистическое описание Протасовской волости» (точный год составления не определен).  Из них находим, что в селе Протасово имеется земская школа. Заведующий в ней и законоучитель – Николай Ефимович Медведев. Учитель – Павел Александрович Викторов.

Заметим, что Павел Александрович Викторов – это сын священнослужителя Викторова Александра Андреевича.

Как давно все это было,

позабыт и час, и день –

приезжало, приходило

из окрестных деревень

в церковь множество народа,

и исправно службы шли

до семнадцатого года…

А потом усадьбы жгли

и помещиков с попами

отправляли в «мир иной»,

пятилетними шагами

отмеряя рай земной.

(Из поэмы Николая Мельникова «Русский крест». Рекомендую полностью прочитать данное произведение. Смотрите раздел сайта «В каждый храм при построеньи …».)

 

1937 год!

Посмотрите книгу «Тамбовский Мартиролог 1917 – 1953г.г., под общей редакцией С.А. Чеботарева. Тамбов 2007г.» (Данная книга доступна во многих библиотеках, имеется,  в том числе, и в Протасовской.) Читаем и находим запись: «Кузнецов Михаил Михайлович, священник, 1899 г.р., уроженец с. Дубовка Ардатовского района Нижегородской области. На момент ареста, в 1937 году, служил священником в церкви с. Протасово Ржаксинского района Тамбовской области. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 15 декабря 1937 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 12 апреля 1989 года.

Сообщение УФСБ ТО от 08.09. 2004 №10/1 – 8460.»

 

В 1938 году церковь в селе Протасово была официально закрыта по решению Облисполкома.

В дальнейшем, здание уже использовалось не по своему назначению, и к 1944 году, если верить отчетам о состоянии церковных зданий по Каменскому району – было частично разрушено. (См. документ).

(Составитель данного отчета называет церковь «Аспосовской», возможно исходя из представлений – как в простонародье называют престольный праздник в селе Протасово.)

 

24 июля 1946 года на заседании Исполкома Каменского Райсовета (протокол №18), депутаты трудящихся РЕШИЛИ: «Просить Облисполком дать разрешение на разбор Протасовской, Александровской, Вязовской церквей, пришедших в непригодное состояние (разрушенные) для ремонта и строительства культурных учреждений, и других местных организаций. II. Фотографии церквей с четырех сторон прилагаются.» (См. фото на сайте в разделе «документальные факты»).

 

Отметим, что Облисполком не дал скоротечного одобрения на разборку.

 

Из отчета уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Тамбовской области П.К. Павлова председателю Совета по делам РПЦ при СМ СССР Г.Г. Карпову о работе за третий квартал 1946 г. (15 октября 1946 г.) – читаем:

«… В Каменском районе мною обследовано три здания церкви в селах Александровка, Протасово и Степановка, причем в Степановке обследовано в связи с возбужденным ходотайством об открытии церкви, а в Александровке и Протасово – о сносе остатков церковных зданий.

Райисполком мною предупрежден, что на снос зданий ему разрешения дано не будет, и он обязан установить охрану этих зданий от дальнейших разрушений.

В селе Степановка церковное здание оказалось в таком состоянии, что может быть открыто, и что группа верующих активна и желает открытия.»

(Документ из фондов ГАТО.)

 

Следует отметить, что в военное и послевоенное время было много ходатайств и прошений верующих об открытии церквей и молитвенных домов. Война, разруха, смерти, засуха, казалось, что все это пережить невозможно. И в данное время политика власти была направлена на удовлетворение желаний народа. Много храмов на Тамбовщине, которые уцелели и не были заняты под дома культуры и т.п. было решено открыть. Основная проблема на тот момент состояла в нехватке священнослужителей, утрате, в большинстве случаев церковного имущества, а где то и в недостаточной активности прихожан. Сложное, страшное было время! (Самостоятельно смотрите доступную в библиотеках книгу «Тамбовская область в годы Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 г.г.», во втором томе, подраздел «Государственно – церковные  отношения».)

 

В 1948 году, вопрос о разборке храмов в Каменском районе стал решаться с «новой силой». Облисполком требовал еще актов технического осмотра зданий. Депутаты трудящихся просили использовать кирпич от стен церквей для строительства и ремонта коммунальных домов (заседание от 22 апреля 1948 года).

                                                                                

В итоге, было принято решение Облисполкома (от 10 мая 1955 года) о разборке здания церкви в селе Протасово с разрешением использовать кирпич для строительства клуба. (Самостоятельно смотрите документы на сайте.)

 

Приведенная выше информация основывается только на документальных источниках, и нельзя утверждать, что это полная история про храм и священнослужителей в селе Протасово! На данный момент проанализированы только те документы, которые посчастливилось найти.

 

Из бесед со старожилами узнали, что после закрытия храма здание приспособили под зерносклад. Некоторые вещи, книги и иконы местным жителям удалось забрать по домам. Во время войны (1941 – 1945гг.) колокольня храма служила наблюдательной площадкой   (двое солдат постоянно находилось в селе). Какое-то время здание находилось в запустении, без ворот и дверей. Полностью храм был разрушен, приблизительно, в 1959 году. Кирпич использовали для строительства коровника и, возможно, для строительства больницы  в Каменке (вывозили из села).

На данный момент, к сожалению, фотографий действующего храма у местных жителей  не сохранилось. (Есть фотография – «Колхозное собрание у стен церкви 1958 год». Смотрите самостоятельно на сайте).

 

Нужно отдать должное местному жителю – Титову Сергею Макаровичу (1943г.р., бывший учитель), который на основании показаний более старшего поколения, изготовил макет храма Рождества Пресвятой Богородицы (смотрите фото на сайте). Сам он помнит храм уже заброшенным и запущенным. Ребенком он входил внутрь. Ворота были выломаны. Помнит прямоугольное возвышение по центру. Цветные, кое-где сохранившиеся стеклышки в проемах над воротами. Вспоминает образ нарисованного ангелочка, который смотрел на него с угла свода. Снаружи кирпичное здание было оштукатурено белой известью. На стенах имелись выпуклые прямоугольники, что придавало сооружению большую величественность и красоту. Крыша и два купола были зелеными. После использования под зернохранилище, здание еще стояло некоторое время в полуразрушенном виде. Приезжали комиссии, обследовали, принимали разные решения. В конечном итоге здание полностью разобрали в 1959 году. При расчистке места бульдозерами был вскрыт склеп (образовался небольшой проем). Очевидцы рассказывают, что видны были два гроба, иконы, кресты. На другой день все заровняли.

До наших дней сохранился надгробный камень со склепа Викторова Александра Андреевича. Находится он сейчас по правую сторону при входе на кладбище. Приблизительное место, где стоял храм Рождества Пресвятой Богородицы и находился упомянутый склеп (с точностью до нескольких десятков метров), мы можем сейчас указывать по свидетельским показаниям очевидцев прошлых лет. (Смотрите фото памятника и места, где находился храм, в том числе и на карте местности — на сайте). На данный момент это место находится в частной собственности в качестве с/х угодий и своим внешним видом никак не может напоминать былого величия, красоты и гордости села Протасово.

 

Обращаюсь ко всем читателям.

Будем рады любому рассказу или замечанию, которые помогут воссоздать более полную картину описания храма Рождества Пресвятой Богородицы, проходящих в нем служб, описания церковного штата и пр.. Если есть фотографии утраченной святыни или вещи из нее, просьба предоставить для сканирования и фотографирования данных реликвий. Восстановим и сохраним добрую память об утраченной святыне вместе!  

 

Добавлю, что на имя настоятеля Покровского храма – иерея Алексея Насонова написано прошение о разрешении на установку памятного поклонного креста в селе Протасово в память о разрушенном храме Рождества Пресвятой Богородицы.

 Андреева Елена Александровна –

учитель начальных классов филиала

 МБОУ Ржаксинской сош №2

имени Г.А. Пономарева в селе Протасово.

02.07. 2013г.

Ниже опубликован промежуточный отчет по результатам реализации подготовительного этапа акции  «Восстановление духовно — исторической памяти» на муниципальном уровне — Андреевой Елены Александровны (учителя начальных классов филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ржаксинской средней общеобразовательной школы имени героя Советского Союза Г.А. Пономарева в селе Протасово). 

(Семинар проходил 20.03. 2013г. в р.п. Ржакса)

 «Сбором информации о полностью разрушенном храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Протасово по собственной инициативе («…по зову сердца и души», — как говорит сам) занимался в 2004 году Титов Сергей Макарович,  работавший в то время учителем трудового обучения в Протасовской СОШ. На основании бесед с местными жителями, которые помнили еще неразрушенный  храм, Сергей Макарович изготовил макет из дерева (миниатюрную копию) здания церкви с колокольней. И хотя свою работу он считает еще не до конца доделанной (необходимо по его словам еще правильно раскрасить макет и поместить его на основание), представлял макет на обозрение, как внутри образовательного учреждения (школы), так и в администрации сельского совета села Протасова. (Фотографии данного макета размещены на сайте Протасовской школы (сейчас филиала) http://school-protas.68edu.ru/ в разделе «История села» в 2007 году (с момента начала работы сайта)).   Также, наряду с изображением храма, на данном интернет –  ресурсе в 2007 г. была размещена и другая информация по истории села, в частности, описание  здания церкви и жизнеописание одного из священнослужителей 19 века (Александра Викторова) храма Рождества Пресвятой Богородицы. (То есть, сбор информации о разрушенном храме и привлечение внимания общественности к вопросу увековечения памяти об утраченных святынях, в нашем образовательном учреждении началось еще до официального старта региональной акции «Восстановление духовно – исторической памяти»)

Так, в частности, в 2007 году глава Протасовского сельского совета – Рытов Андрей Евгеньевич предоставил администрации нашей школы (МОУ Протасовской сош) письмо от Краснова Льва Александровича – правнука священнослужителя, написанное на имя главы сельсовета. В данном письме автор сообщает, что недавно приезжал на свою прародину (в наше село), видел сохранившейся надгробный камень своему прадеду (священнослужителю), установленный теперь уже при входе на местное кладбище. Он встречался с некоторыми местными жителями, которые сообщили, что были свидетелями при расчистке территории, где стояла церковь, для постройки на этом месте других сооружений. Очевидцы отмечают момент, когда бульдозеры частично вскрыли подземный склеп, где находились гробы и атрибуты захоронения. На другой день бульдозеры закрыли невольнообразовавшийся ход в склеп. Данный факт, а также сохранившиеся дневники – воспоминания сына священнослужителя, (выдержки из которого автор письма любезно предоставил нам), как и сам сохранившейся надгробный камень, говорят о том, что на церковной  территории был сооружен склеп, где и по сей день покоится прах священника Александра Викторова и его супруги.   В письме, также выражается благодарность всем местным жителям и главе сельсовета за бережное отношение к сохранившейся святыне и добрую память в сердцах.   По возможности, Лев Александрович просил прислать ему фотографию разрушенного храма, если таковая будет найдена.

Из рассказов очевидцев мы знаем, что после полного разрушения здания храма (1959г), на церковной территории было построено здание колхозной столовой с большими, частично – насыпными, погребами – холодильниками (зимой в них закладывали лед). Также на бывшей церковной территории было построено здание магазина и разбит парк. Деревьям не суждено было вырасти, так как приезжало много техники как к столовой, так и к магазину. В последствие здание столовой отдали под детский сад, который сгорел ночью 4 января 1989 года. Уже до этого момента торговля в магазине не велась (был переведен в другое место), а здание не охранялось и не ремонтировалось, и  было сильно подвержено естественному износу. Остатки разрушенных зданий были сдвинуты в курган ближе к водоему (озеру, как называет его в своих дневниках сын бывшего священнослужителя), на берегу которого и возвышался построенный в 1828 году храм Рождества Пресвятой Богородицы. (Расчищенное же место администрацией сельского совета было предоставлено местным жителям под огороды с последующим оформлением в частную собственность.)

В 2009 году, с надеждой узнать больше про  историю  разрушенного храма, мы обратились к настоятелю Покровского храма (в р.п. Ржакса) иерею Алексию Насонову. Беседа была содержательной и продуктивной. Алексий подсказал, куда можно еще обратиться, а главное – сообщил о частном исследователе, который собирал в 90-х годах информацию об утраченных святынях в нашем районе, и в частности, что у него имеется фонд фотографий разрушенных ныне зданий церквей.

К сожалению, по объективным причинам встретиться лично с данным краеведом (Ермаковым Александром Ивановичем – директором дома – музея Рахманинова в Ивановке) не предоставилось возможным, но из переписки и разговоров по телефону он заверил, что действительно собирал информацию о храме и в нашем селе, имеет его фотографию и описания со слов очевидцев.)

В рамках проведения данной акции были изучены многие архивные документы  (материалы) из Государственного Архива Тамбовской Области. Были найдены интересные материалы и в Историко – краеведческом музее Ржаксинского района (директор — Сарычев Владимир Федорович).

Приятно думать, что получится и расчистить место на берегу пруда, называемого в народе Поповским, где ранее возвышался Храм Рождества Пресвятой Богородицы. И вместо теперешнего  кургана бытового мусора и зарослей будет прекрасный берег, с плакучими ивами, так, как это было две сотни лет назад, когда княгиня Меньшикова только выделила (пожертвовала) личные средства на строительство в данном месте каменной церкви с колокольней.

Сбор информации продолжается. В частности, в наших планах: восстановить все имена священнослужителей храма, подробнее узнать о последнем священнослужителе (был репрессирован), найти документы (решения, приказы и пр.), во исполнения которых и произошло разрушение храма.

Сейчас мы готовим к запуску интернет-ресурс (andreeva.68edu.ru), где разместим более подробную информацию по данной теме.»

cerkov1

cerkov2

 Макет храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Протасово

Изготовил в 2004 году Титов Сергей Макарович (бывший учитель трудового обучения Протасовской сош)

 

Нажмите, чтобы посмотреть на место где возвышался

ХРАМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в селе Протасово (метка 1) 

Ниже опубликован «Исторический паспорт утраченной святыни», выполненный по определенному образцу, как промежуточный отчет по результатам реализации акции  «Восстановление духовно — исторической памяти»  по состоянию на 23.07. 2013г.

Исторический паспорт утраченной святыни

 1. Наименование.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

(Храм имел три престола: главный – Рождества Пресвятой Богородицы (Рождества Божьей Матери);

предельные: во имя зачатия Святой Анны и во имя святого Николая Чудотворца)

 2. Адрес.

Тамбовская область, Ржаксинский район, село Протасово.

 3. Время сооружения.

Построен в 1828 г.

 4. Автор — архитектор, строитель.

Построен на средства Княгини Ан. Алек. Меньшиковой

(Автор – архитектор не известен. В «Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей… , САНКТПЕТЕРБУРГ, 1824г.» данного проекта не имеется).

 5. Расположение.

Приход от ст. «Ржакса» Р.-У. ж. д. в 17 вер., от почтового отделения Паново-Кустовского в 10 вер., от больницы в с. Каменке в 7 вер., от волостного правления Протасовского, находящегося в с. Павлодаровке, в 12 вер., от благочиннаго в 25 вер. и от г. Тамбова в 70 вер. Адрес: для почтовой корреспонденции – Протасовское волостное правление Тамб. уез., а для телеграмм – Сампурское или Паново-Кустовское почтовое отделение.

В приходе три деревни: 1) Александровские Верхи (Вершина), 186 двор., душ муж. п. 660, жен. п. 688, от церкви в 5 верстах; 2) Александровка (Зароща), 66 двор., душ муж. п. 233, жен. п. 219, и 3) Зимбулатово, 23 двор., душ. п. 72, жен. п. 78, в 3 верстах; кроме того, жителей на хуторах 6 двор., душ. п. 17, жен. п. 19. Мелкие хутора Козодаевы и Алонцевы. Пруд.

Данные  из «Историко – статистического описания Тамбовской епархии 1911г.»

 6. Исторические сведения (важнейшие исторические события и выдающиеся личности, связанные с разрушенным храмом, строительная периодизация).

Священником в 1838 году был Стефан Васильевич Смирнов, 32 лет от роду. На тот момент времени церковный штат состоял из: священник – 1; дьякон – 1; дьячок – 1; пономарь – 1.

С 1848 по 1901 год священнослужителем был Викторов Александр Андреевич. В 1861 году он начал обучать детей грамоте в школе при храме. (53 года прослужил в данной церкви, после смерти (в 1906г.) был похоронен в склепе, устроенном на церковной территории. Впоследствии в склепе была похоронена и его жена. Памятник со склепа сохранился до наших дней).

Следующим священнослужителем в храме был Николай Ефимович Медведев. После открытия в Протасово земской  школы (в 70-х годах 19 в.), он стал  заведующим в ней и законоучителем. (Учителем в школе был Павел Александрович Викторов – сын священнослужителя Викторова Александра Андреевича.)

Последним священнослужителем был Кузнецов Михаил Михайлович, священник, 1899 г.р., уроженец с. Дубовка Ардатовского района Нижегородской области. Постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 15 декабря 1937 года приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 12 апреля 1989 года.

 7. Тип, планировочная структура,  основные габариты (описать по фото, литографии, если сохранились в архиве, у населения).

Церковь каменная, холодная, построенная в 1828 году на средства княгини Меньшиковой. Престолов три: главный — Рождества Божьей Матери и придельные — св. Анны и св. Николая Чудотворца. В общем плане храм представлял прямоугольное вытянутое здание, состоящее из трех частей: восточная часть – квадратный зал с полукруглым выступом (апсидой); средняя часть – прямоугольный зал; западная часть – колокольня. Над колокольней и восточной частями были купола, окрашенные в зеленый цвет. Приблизительные размеры 23 на 46 метров (10,5 на 21 саженей).

 8. Конструктивная система, материалы фундаментов,  стен, перекрытий, отделочные материалы, размеры кирпича, каменных блоков, керамики (если есть справка или другое описание).

Восточная часть представляла кубический зал со сводами. Полукруглые своды над воротами на три стороны (север, запад, юг). Над выходными воротами (на север и юг) имелись окна полукруглой формы, застеклены разноцветными стеклами. Через восточные ворота (своды) можно было пройти в прямоугольный зал, имеющий по три окна на каждую сторону (восток и север). С востока к залу примыкала колокольня.

Фундамент, стены и перекрытия выполнены были из обожженного кирпича (красного), предположительно, местного производства. Кладка выполнялась на известковом растворе. С внешней стороны стены храма выкладывали из кирпича таким образом, что образовывались прямоугольные выступы, имитирующие по сходству кладку из больших блоков. Снаружи все здание было затерто белым известковым раствором.

 9. Объемно-пространственная композиция разрушенного храма, его значение в ансамбле, окружающей застройке и ландшафте.

«Центром имения Меньшикова было расположенное в красивой местности небольшое (в 40 дворов) сельцо Протасово… В свое время владельцы имения запрудили протекавший по живописной долине ручей и образовали большое озеро, длиною версты три и шириной двести сажен, обсаженное плакучими ивами, вербой и ветлой, обросшее камышом, полное рыбы, дикой и домашней птицы. На берегу озера со старых еще времен поставлен был и храм божий…» — из дневника сына священнослужителя Викторова А.А.

Храм располагался в возвышенной части села на ровном участке, вблизи пруда, приблизительно, в ста метрах от кладбища. Построен был по всем правилам церковного строительства (с запада на восток). Большое одноярусное белое продолговатое здание увенчивали два зеленых купола. Крыша, также, была окрашена в зеленый цвет. В непосредственной близости от храма (на берегу пруда) росли плакучие ивы, ветла, верба. Своим видом храм не нарушал гармонии природного ландшафта, и создавал настроение величия и умиления. Большое белое здание было хорошо видно при приближении к селу с разных направлений. На территории храма имелась церковная караулка, в одно время, в ней собирал детей для обучения грамоте священнослужитель Викторов А.А.

10. Какое было декоративное убранство фасадов, скульптура, орнамент роспись керамика и т.д. (краткая художественно-стилевая характеристика).

Все части фасада здания были выполнены в виде чередующихся (как при кладке) выпуклых прямоугольников. Создавалось впечатление, что храм построен из блоков прямоугольной формы большого размера. Огромные полукруглые своды над воротами с северной и южной сторон опирались на четыре полуколонны (полуцилиндрические выступы, эмитирующие колонны). В верхней части данных сводов (над воротами) были оконные проемы, застекленные множеством цветных стекол. Кирпичная кладка была скрыта слоем белой штукатурки.

 11. Интерьер разрушенного храма.

На сводах внутри храма была выполнена роспись. В частности, по описаниям очевидцев, на закомарах были изображены ангелочки (как маленькие мальчики). Квадратной формы престол возвышался на три ступеньки. Алтарь размещался в апсиде (полукруглой формы). Средняя часть храма разделялась колоннами с запада на восток на три нефа (продольные части внутреннего помещения храма). Около алтаря они пересекались поперечным нефом. Нефы перекрывались сводами (по-древнерусски – комарами). Стены в месте смыкания сводов между проходов имели полукруглое завершение, повторяющее очертание расположенного над ней свода (закомары).

 12. Историческое значение разрушенного храма в развитии культуры той местности, где храм находился.

С постройкой храма Рождества Пресвятой Богородицы в 1828 году,  Протасово  изменило свой статус с деревни на село. В связи с этим, село стало посещать множество народу из окрестных деревень и хуторов. (В 1911 г. в приходе было три деревни: 1) Александровские Верхи (Вершина), 186 двор., душ муж. п. 660, жен. п. 688, от церкви в 5 верстах; 2) Александровка (Зароща), 66 двор., душ муж. п. 233, жен. п. 219, и 3) Зимбулатово, 23 двор., душ. п. 72, жен. п. 78, в 3 верстах; кроме того, жителей на хуторах 6 двор., душ. п. 17, жен. п. 19. Мелкие хутора Козодаевы, Алонцевы, Пруд.)

Благодаря священнослужителю Викторову Александру Андреевичу, в 1861 году дети на селе впервые стали обучаться грамоте. («…Он долго увещевал своих прихожан отдать к нему учиться своих детей, и только после Пасхи, 1 мая, удалось собрать 30 мальчиков. Помещения для занятий не было. Дети приходили на луг, рассаживались на траву и слушали учителя. Первоначально священник вел беседы на религиозные темы, потом обучал грамоте, письму, счету. Осенью 1861 года под школу была отведена небольшая комната в здании волостного правления, но там мешали мужики, собиравшиеся, чаще всего, по разбирательству судебных дел. Поэтому, из волостного правления пришлось перейти в крестьянские избы, церковную караулку…» — из  Избранных краеведческих трудов Н.В. Муравьева. Т2. Составители: Муравьева И.Н., ПроваловаЛ.В., Ред. Аврех А.Л. — Т.: Изд-во ООО «Тамбовский вестник», Тамбов. 2006.)

После смерти Викторова А.А. в 1906 году, на территории храма был сооружен склеп, в котором и был погребен священнослужитель. (После смерти его жены, она была погребена в том же склепе.)

В 1938 году церковь в селе Протасово была официально закрыта по решению Облисполкома. В дальнейшем, здание уже использовалось не по своему назначению (как зернохранилище), и к 1944 году было частично разрушено. Некоторые вещи, книги и иконы местным жителям удалось забрать по домам. Во время войны (1941 – 1945гг.) колокольня храма служила наблюдательной площадкой   (двое солдат постоянно находилось в селе). Какое-то время здание находилось в запустении, без ворот и дверей. В 1955 году  было принято решение Облисполкома (от 10 мая) о разборке здания церкви в селе Протасово с разрешением использовать кирпич для строительства клуба. Полностью (до основания) храм был разрушен, приблизительно, в 1959 году. Кирпич использовали для строительства коровника и, возможно, для строительства больницы  в Каменке (вывозили из села). При расчистке местности бульдозерами для строительства колхозной столовой и магазина на данной территории, был поврежден  склеп (частично вскрыт, а потом завален). Со временем магазин был разобран, столовая отдана под детский сад, который сгорел. Место долго было в запустении (несколько лет). Затем стараниями местных жителей расчищено и оформлено в частную собственность для ведения с/х деятельности (под огороды).

 13. Фиксация разрушенного храма.

Построен храм был на ровном, возвышенном месте села. Издалека он был виден с разных направлений при въездах в Протасово. Располагался на берегу пруда, в ста метрах юго-западнее от входа на кладбище.

 14. Реставрационные работы (будет ли храм восстанавливаться, идут ли сборы на будущий храм).

По состоянию на данный момент можно утверждать, что храм восстанавливаться не будет. Сборы не ведутся.

 15. Состояние разрушенного храма (только контуры, нет даже контура, сохранены цокольные этажи).

От здания храма не осталось даже контура.

 16. Современное использование места, где находился храм.

Место находится в частной собственность для ведения с/х деятельности (используется под огороды).

В планах – установить поклонный крест на 30 метров  северо-восточней от угла храма,  на открытом взору месте и ближе к берегу пруда. (Имеется эскиз, автор проекта – скульптор, член Союза художников РФ А.В. Климков. Подано прошение на разрешение установки данного поклонного креста).

Надгробный камень с склепа Викторова А.А. сохранен и установлен при входе на кладбище.

 17. Охрана места порушенного храма как памятника (кем, когда взят на охрану, наличие охранной зоны).

Под охрану не взят. Территория поддерживается в надлежащем состоянии ввиду ведения хозяйственной деятельности местных жителей.

 18. Основная  библиография.

1. ТОГБУ «ГАТО» Фонд 181; опись 1; дело 2565; лист 282.

2. ТОГБУ «ГАТО» Фонд 63; опись 1; дело 101; лист 2.

3. ТОГБУ «ГАТО» Фонд Р-5220; опись 1; дело 39; листы 1, 2, 15, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32.

4. ТОГБУ «ГАТО» Фонд Р-5220; опись 2; дело 11; листы 41, 66-69.

5. ТОГБУ «ГАТО» Фонд Р-5220; опись 1; дело 164; листы 2, 4.

6. ТОГБУ «ГАТО» Фонд 181; опись 1; дело 1059; листы 85 об, 86.

7. ТОГБУ «ГАТО» Фонд 181; опись 1; дело 1057; листы 1, 1об., 30, 30 об.

8. ТОГБУ «ГАТО» Фонд 181; опись 1; дело 802; лист 38.

9. ТОГБУ «ГАТО» Книга «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов. 1911год.»; часть 1; стр. 87-88, статья 91.

10. Книга «Тамбовский мартироглог (1917 – 1953гг.)» под общей редакцией С.А. Чеботарева. Тамбов. 2007г.

11. Книга Кученковой В.А. «Святыни Тамбовской епархии». Издательский отдел Московского Патриархата. 1993г. (страницы 31- 33).

12.  Избранные краеведческие труды Н.В. Муравьева. Т1 и Т2. Составители: Муравьева И.Н., ПроваловаЛ.В., Ред. Аврех А.Л. — Т.: Изд-во ООО «Тамбовский вестник», Тамбов. 2006.

13. Справочная книжка по ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ на 1876 год. (Из интернет — ресурса: www.elibrary.tambovlib.ru).

14. Список благочинныхъ и подведомыхъ имъ церквей и сел Тамбовской Епархiи 1980г. (Из интернет — ресурса: www.elibrary.tambovlib.ru).

15. Историко – краеведческий музей Ржаксинского района Тамбовской области. «Описание Протасовской волости Тамбовского уезда».

16. Копии из дневников сына священнослужителя Викторова Александра Андреевича (предоставил Краснов Лев Александрович – правнук упомянутого священника).

 19. Дополнительные сведения.

Многие дополнительные сведения о разрушенном храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Протасово (документальные факты, рассказы очевидцев, некоторые артефакты и пр.) можно посмотреть на специально созданном (01.04. 2013г.) интернет ресурсе «УТРАЧЕННЫЕ СВЯТЫНИ ЗЕМЛИ ТАМБОВСКОЙ» по адресу: http://andreeva.68edu.ru/. (Персональный сайт учителя начальных классов  – Андреевой Елены Александровны).

 Некоторые дополнительные сведения приводятся ниже.

 Храм начали разрушать в 1938 году (после его закрытия решением облисполкома).

Священнослужитель Кузнецов Михаил Михайлович, (1899 г.р., уроженец с. Дубовка Ардатовского района Нижегородской области) постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 15 декабря 1937 года был приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к 10 годам ИТЛ. Реабилитирован прокуратурой Тамбовской области 12 апреля 1989 года.

В дальнейшем, здание уже использовалось не по своему назначению, и к 1944 году, если верить отчетам о состоянии церковных зданий по Каменскому району – было частично разрушено. (См. документ на сайте).

(Составитель данного отчета называет церковь «Аспосовской», возможно, исходя из представлений, как в простонародье называют престольный праздник в селе Протасово.)

24 июля 1946 года на заседании Исполкома Каменского Райсовета (протокол №18), депутаты трудящихся РЕШИЛИ: «Просить Облисполком дать разрешение на разбор Протасовской, Александровской, Вязовской церквей, пришедших в непригодное состояние (разрушенные) для ремонта и строительства культурных учреждений, и других местных организаций.» Фотографии церквей с четырех сторон прилагались (Смотрите фото ниже и на сайте в разделе «документальные факты»).

 Вид с востока. Колокольня и средняя части полностью разрушены.

  hram (3)

Вид с севера. С левой стороны (на востоке) виден выступ – апсид. (В апсидах размещался алтарь)

 hram (4)

Вид с востока. Полукруглый выступ – апсид. 

 hram (1)

 

Вид с южной стороны. Слева видны остатки от колонн средней части храма. Справа немного виден  апсид.

 hram (2)

 

Отметим, что Облисполком не дал скоротечного одобрения на разборку.

Из отчета уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР по Тамбовской области П.К. Павлова председателю Совета по делам РПЦ при СМ СССР Г.Г. Карпову о работе за третий квартал 1946 г. (15 октября 1946 г.) – читаем: «… В Каменском районе мною обследовано три здания церкви в селах Александровка, Протасово и Степановка, причем в Степановке обследовано в связи с возбужденным ходотайством об открытии церкви, а в Александровке и Протасово – о сносе остатков церковных зданий. Райисполком мною предупрежден, что на снос зданий ему разрешения дано не будет и он обязан установить охрану этих зданий от дальнейших разрушений.»

В 1948 году вопрос о разборке храмов в Каменском районе стал решаться с «новой силой». Облисполком требовал еще актов технического осмотра зданий. Депутаты трудящихся просили использовать кирпич от стен церквей для строительства и ремонта коммунальных домов (заседание от 22 апреля 1948 года).

В итоге: было принято решение Облисполкома (от 10 мая 1955 года) о разборке здания церкви в селе Протасово, с разрешением использовать кирпич для строительства клуба. (Документы размещены на сайте.)

В 1959 году от здания не осталось и следа. Оно полностью было разрушено, а место расчищено бульдозерами.

Храм простоял 110 лет (с 1828 года по 1938 год).

Эскиз поклонного креста в память о разрушенном храме в селе Протасово.

krest

Скульптор А.В. Климков. 

 Отчет составила Андреева Елена Александровна – учитель начальных классов филиала МБОУ Ржаксинской сош №2 имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарева в селе Протасово.

Материал по данной теме продолжает собираться. Проводятся беседы с жителями, которые сами являются очевидцами и (или) хранят в своей памяти повествования от своего старшего поколения. Собираются документы (копии и выписки) из архивов, музеев и от частных собирателей и краеведов. Просматриваются открытые ресурсы (книжные издания, публикации в прессе, информация в интернете), собираются артефакты.

Сами документы (копии) и материалы социологических исследований, по мере их получения, вы можете просматривать

на страницах

 «ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ  ФАКТЫ»«АРТЕФАКТЫ»

«СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

 данного ресурса

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ

ПЕРЕЙТИ НА КАРТУ САЙТА