На данной странице представлен материал, составленный на основе бесед с жителями, которые сами являются очевидцами и (или) хранят в своей памяти повествования от своего старшего поколения.
Исторические сведения о церкви и о с. Протасово прислал (в 2007 году) главе Протасовского сельсовета Краснов Лев Александрович – правнук священника Викторова Александра Андреевича (с пометкой «Из старой энциклопедии»)
«Протасово. Церковь каменная, холодная, построенная в 1828 году на средства княгини Меньшиковой. Престолов три: главный — Рождества Божьей Матери и придельные — св. Анны и св. Николая Чудотворца.
Дворов 404, душ муж. п. 1394, жен. п. 1426, великороссы, земледельцы, имеют душевой надел земли по 3 ¼ дес.
В приходе три деревни: 1) Александровские Верхи (Вершина), 186 двор., душ муж. п. 660, жен. п. 688, от церкви в 5 верстах; 2) Александровка (Зароща), 66 двор., душ муж. п. 233, жен. п. 219, и 3) Зимбулатово, 23 двор., душ. п. 72, жен. п. 78, в 3 верстах; кроме того, жителей на хуторах 6 двор., душ. п. 17, жен. п. 19. Мелкие хутора Козодаевы и Алонцевы. Пруд.
Школа земская, законоучителю в ней 40к. за часовой урок. Имеются опись церковного имущества и метрическая книги с 1831 г.
Штат: священник, дьякон и псаломщик.
У причта 33 дес. полевой земли и 3 дес. усадебной, на каковую землю имеется план и меж. книга 1833 г., полевая земля в трех местах, от церкви в 150 саж., 250 саж. и 1 ½ вер. Общая доходность почтовой земли 400 р. в год.
Братский годовой доход 1200 руб.
Дома у причта собственные.
Приход от ст. «Ржакса» Р.-У. ж. д. в 17 вер., от почтового отделения Паново-Кустовского в 10 вер., от больнице в с. Каменке в 7 вер., от волостного правления Протасовского, находящегося в с. Павлодаровке, в 12 вер., от благочиннаго в 25 вер. и от г. Тамбова в 70 вер. Адрес: для почтовой корреспонденции – Протасовское волостное правление Тамб. уез., а для телеграмм – Сампурское или Паново-Кустовское почтовое отделение. Земский начальник 5 уч., пристав 5 стана Тамбовского уезда.»
Рассказ, составленный на основании дневников сына священника, который служил в церкви села Протасово в позапрошлом веке. (Прислал (в 2007 году) главе Протасовского сельсовета Краснов Лев Александрович – правнук священника Викторова Александра Андреевича)
«Центром имения Меньшикова было расположенное в красивой местности небольшое в 40 дворов сельцо Протасово. Жители его, в начале нашего века все еще отличались особым, нездешним говором. В свое время владельцы имения запрудили протекавший по живописной долине ручей и образовали большое озеро длиною версты три и шириной двести сажен, обсаженное плакучими ивами, вербой и ветлой, обросшее камышом, полное рыбы, дикой и домашней птицы.
На берегу озера со старых еще времен поставлен был и храм божий. В церкви сей, 53 года и прослужил священником прадед наш Александр Андреевич Викторов. Фамилии Викторовых на Руси стали появляться с царствования Петра 1, во время которого и позднее было одержано немало славных викторий. Родился же прадед в 1816 году сразу после победы над Наполеоном, — стало быть, и фамилия его могла иметь известное смысловое происхождение, как впрочем, и наследственное. Назван Александром он был в честь своего деда, бывшего священником. Можно полагать, что священнослужителем состоял также и его отец.
В 1848 году, тридцати двух лет, прадед заступил на свое постоянное место. Приход его по тогдашним меркам был богатым: пять деревень, четыреста дворов, да еще окольные. Кроме того, учил он детей в школе при храме, возился в саду с пчелами возле сделанных на старинный манер долбленных ульев-колод и пребывал в трудах с раннего утра до позднего вечера.
В деревне дом прадеда с железной, крашеной голубой краской крышей стоял не там, где церковь, а на противоположной стороне озера. Дом был большой, деревянный с надстроенным мезонином.
Полы – из толстых, необычайно широких досок. Коридор против входной двери разделял первый этаж на две половины. Справа – многочисленные чуланы и большая кухня, где стояли русская печь, огромный обеденный стоя, лавки вдоль стен, полки с деревянной посудой. В красном углу – Образа. На кухне хозяйничала кухарка, тут же на полатях спало несколько работников.
На левую сторону коридора размещалась большая светлая горница, устланная полосатыми половиками, уставленная фикусами и горками. К горнице примыкала комната поменьше с множеством икон и лампад – нечто вроде домашней церкви.
На втором этаже устроены были спальни, комнаты для гостей. Из окон дома открывался царственный вид на озеро. Предки наши зачастую имели возможность селиться среди природы, отличавшейся ландшафтным великолепием.
С тыльной стороны дома на огромном дворе стояли амбары, за двором тянулся большой сад с пасекой. Держал прадед четырех хороших лошадей, выводных от бывшего когда-то в имении конно-рысистого завода, всякую скотину, кур. По озеру плавало сотенное стадо гусей. Имел землю.
Жить богато Александр Андреевичч, как видно, начал с приданого. А женился он на дочери дворянина, который не пожалел за чадом много разного добра и семь тысяч деньгами. В 1845 году сумму это составляло огромную.
Жена прадеда Анна окончила в Тамбове женское епархиальное училище, была довольно образована, сама учила своих детей первоначальной грамоте. Родила она двух дочерей и четырех сыновей.
Старшую дочь Марию спустя положенное время выдали за П. И. Орлова, ставшего вскоре затем протоиереем в соборе уездного Воронежской губернии города Лебедяни, известного своими конскими марками и торговлей. Партия это была почетная, невесту выдавали из глухомани, и Александр Андреевич отдал за дочерью богатое приданое. Вследствие этого остальных детей принужден был устраивать гораздо скромнее.
Старший сын Евгений окончил Тамбовскую духовную семинарию, а потом служил священником в церкви при станции Ручкай Рязано — Уральской железной дороги. Двое средних сыновей окончили ту же семинарию, после чего Павел заменил отца в качестве учителя во вновь открывшейся Протасовской земской школе, а Андрей с многочисленной семьей устроился псаломщиком в одном из приходов на стороне. Младшая дочь Анастасия по слабости здоровья замуж не выходила и оставалась дома.
Дед наш Федор Александрович, самый младший из детей, родился 1858 года, т. е. еще при крепостном праве. Отец сам назвал его Федором, что в переводе с греческого означает «Дар Божий». Учился Федор сначала тоже в духовной семинарии, но оставил ее по болезни, а затем экстерном держал экзамены в Тамбовском учительском институте и в конце концов стал учителем в селе Александровке, имени графа Строганова в 40 верстах от Протасово.
Между тем, время шло, и в 1901 году, когда у прадеда было уже более дюжены внуков, хватила его Кондрашка. Прадед отлежался, но удалился от дел. Шаркал по комнатам дома в белых обрезных валенках и холстинной подпоясанной ремешком рубашке, подолгу сиживал у окна, да смотрел на изгибы опущенных ивами озерных берегов, по раз и навсегда заведенной привычке, в положенное время творил молитвы. На сон грядущий молил Господа:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий,
Молить ради Пречистыя Твоея Матере,
Преподобных и богоносных отец наших
И всех святых помилуй нас. Аминь.
Слава тебе, Боже наш, слава тебе.
Царю Небесный, Учителю, Душе
Истины, Иже везде сын и вся исполняй,
Сокровище благих и жизни подателю,
Приди и вселися в ны, и очисти ны
от всякие скверны, и спаси Благие,
души наши…»
Через пять лет, когда минуло ему девяносто, прадед умер. Он лежал в гробу белый как лунь, в длинных седых волосах, распущенных по груди и плечам, в белой домотканой рубашке. Незадолго до того привозили к нему внуков прощаться. На отпевание и похороны своего почившего в Бозе духовного пастыря съехалась вся округа, расставив телегами сплошь берега озера. Тем, кого венчал он в самом начале, было уже под восемьдесят. Родителей их он отпевал и поминал, сынов и внуков крести-венчал, крестил и нарекал правнуков. Выучил грамоте целое поколение. Знали и любили его как человека большой доброты, простого, по-своему близкого народу, жившего принятой в то время правдой. Все девяносто лет его прошли без резких перемен, при одних и тех же порядках.
«И помянул Господь его во царствии своем и спас душу его».
Похоронили Александра Андреевича в склепе, устроенном в церковной ограде. Обильный поминальный обед свершился в доме покойного. Ели-пили в кухне деревянными ложками из деревянной посуды, сидя на длинных лавках. С полатей глазели на взрослых многочисленные внуки.
До нашего времени сохранилось письмо Александра Андреевича, писанное мелким бисерным почерком любимой дочери Маше и семье ее.
«Любезнийши наши Дети!
Петр Иванович
Маленькие Внучатки!
Мамаша благополучно приехала благодарю Вас, что ее отпустил
Новостей у нас асобенных нет,
Только недавно был пожар,
который нас больно перепугал,
против нас сгорело два двора,
Карпуха Карнилов и Семен Иванович,
же нас Бог помиловал,
От нас дул ветер сильнейший.
Пишите нам, что у вас новаго.
Бог вас благословит здоровьем и благополучием. Прощайте!
Александр.
6 июня 1896 г.»
Еще несколько лет хозяйствовала в доме жена его Анна («Бабаня», — как звали ее внуки), маленькая, сухая, очень чистенькая славная старушонка. Похоронили ее в том же склепе, что и мужа.
Умирая, завещала она свою швейную машинку «Зингер» старшей внучке Наташе Викторовой. На машине было написано по-английски
« ».
Машина и сейчас цела и, самое удивительное, все так же хорошо шьет.
В память прадеда до сего времени из вещей остался один лишь стул домашней работы, стоявший ранее в горнице его дома.
В отчем доме еще многие годы жила младшая дочь Александра Андреевича — Анастасия (баба Настя). Сестра, братья, племянница и внучатые племянники долго навещали ее в Протасове, почитая его тем гнездом, откуда пошли тогда и ныне здравствующие Викторовы.»
Рассказ Титова Сергея Макаровича о разрушенном храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Протасово Ржаксинского района Тамбовской области
(1943г.р. Уроженец села Протасово. До 2006 года работал учителем рисования, черчения, трудового обучения и машиноведения в Протасовской школе. В 2004 году изготовил макет разрушенного храма Рождества Пресвятой Богородицы.)
«Не знаю, как мне в голову пришло, чтобы изготовить макет церкви. Вот решил сделать и все! Перед этим, правда, изготавливал макет школы. Вроде это нужно было. Ну, школа… она вот стоит, её все видели, и макет её, ну может кому и нужен. А потом как-то на меня нашло! Вот что мы потеряли, и никто из наших потомков не увидит теперь!
Я сам маленьким еще был. Помню, когда уже частично разрушена была церковь. Зашел, помню, направо – алтарь, налево – большой зал, передо мной – квадратное возвышение, кажется, в три ступеньки, большое, под престол. Своды были, а на углу вверху, где состыковывались проходы, тоже, как полукругом свод сделан был, а на нем нарисован ангелочек был, ну как мальчик маленький, симпатичный. Вот это мне запомнилось на всю жизнь, и сейчас образ этот представляю.
Здание ведь не сразу разрушили. Там и зерносклад был. Рассказывали мне старшие люди: мать, отец, сестры и братья старшие и другие, с кем беседовал. Помню, рассказывали, что когда решили доломать, разрушить совсем, до основания, то вроде из-за того, что там трещину где-то нашли, и была угроза обрушения. Другими словами, аварийным было признано строение. А еще говорили, что это специально было придумано, что не было никаких трещин и угрозы, а была такая политика и желания определенных людей.
А когда был зерносклад, тогда, где дома сейчас, напротив храма – на улице, тоже склады под зерно были, а домов тогда там не было. А во время войны, рассказывали мне, что двое солдат постоянно так и находилось в селе, вели наблюдение с колокольни церкви.
Церковь была большой. Толи и я еще маленький был. Не знаю, как сейчас сказать, сколько точно метров она была в высоту, сколько в длину и ширину. Но если сравнивать визуально, то больше, чем сейчас наш клуб (дом культуры). Так что макет я сделал, но не скажу точно, в каком масштабе. А делал я не по своей памяти. Я расспрашивал, что да как. И это мой не первый макет. Я было сделал в первый раз. Всё! Пошел показывать бабкам. «Нет, – говорят, – вот эта часть похожа, а в другом месте не так было. Вот здесь оставь, а другую часть – переделай!» Переделывать частями не стал. Сделал по-новому полностью, уже с учетом всего, что подсказали. А прежний – на чердак, у брата на чердаке где-то лежит. Так вот, когда этот новый макет сделал, собрал опять старых людей, не всех, конечно, некоторых, но тех, кто действительно помнил еще. Да, говорят! Вот так оно и было. Вот только сейчас руки не доходят, чтобы раскрасить его. Купола в зеленый цвет, стены – в белый. Церковь была кирпичной, из красного кирпича, но стены были заштукатурены известью белой. И стены были не гладкие, а с рельефом, в виде выпуклых прямоугольников. И было впечатление, что сделана была из огромных белых блоков. Конечно, так лучше смотрелось. Ведь умели раньше красиво делать! Стояла большая белая церковь! А ведь, когда совсем её ломать стали, по кирпичам разбирать, то этой известковой штукатурки не было уже. Значит, отколупали её раньше еще. Местные жители растащили, измельчали и потом печки, трубы и прочее белили.
Да, еще вспомнил. При входе в церковь, над воротами – были стеклышки, и стеклышки – цветные. И свет проникал внутрь и на своды – разноцветный. Думали ведь люди, когда делали, чтобы красота была! Вот опять я сейчас вспоминаю того ангелочка на углу между сводами. Как я зашел и смотрел на него, а он – на меня.
Кирпич от сломанной церкви, говорят, увозили в Каменку на постройку больницы. А строить храм могли и из своего кирпича. Тогда ведь и в Протасово делали кирпич. Ни в какую Каменку и пр. не ездили за кирпичом. Вот, например, по улице, сейчас «Октябрьской» называется, там в начале (на окраине) кирпич делали. Был ров, где глину копали. В общем, много домов по той улице кирпичных было. Остались и сейчас некоторые старой постройки. И магазин там кирпичный был, в народе его «шелманом» называли… Вот так жили.
Да, еще. Приезжали как-то праправнуки священнослужителя нашего к нам в село. Сначала, мне говорили, старый правнук приезжал. Памятник на кладбище своему прадеду рассматривал. Фотографию моего макета затем отсылали ему. Но сам я его не видел. А потом, как-то недавно, ну как недавно, несколько лет уже прошло, сейчас и не сориентируюсь, вобщем, приезжали еще – уже молодые ребята, значит, следующее поколение – праправнуки священнослужителя. Мне позвонил глава сельсовета. Приходил я к ним в сельсовет, приносил макет, показывал. Но они говорят, что видели уже. Вот такие дела. Делал для себя макет, для души. Помнить нам надо такие «вещи» и учиться, как раньше строили, да и как жили – с Богом в душе!»
Рассказал первого марта 2013г.
P.S.
Спустя месяц после беседы, Сергей Макарович раскрасил макет храма Рождества Пресвятой Богородицы и передал в школу, с пожеланиями, чтобы дети учились доброму.
Еще истории нам поведовали:
Фролова Ираида Ивановна
Мешкова Лидия Васильевна
В ближайшее время мы опубликуем их рассказы
Обобщенные данные социологического опроса, проведенного среди жителей села Протасово
Ржаксинского района Тамбовской области
(Опрошено 100 респондентов, 38 человек мужского пола и 62 – женского пола)
(Всего населения (всех возрастов) в селе Протасово — 529 чел.
№ п/п |
Формулировка вопроса |
варианты ответов |
кол-во отве-тов |
% по вар-там отве-тов |
Количество ответов, сгруппированных по возрастным категориям и гендерным различиям (пол «м» или «ж») |
|||||||
пол «м» «ж» |
до 20 лет |
20-35 лет |
36-45 лет |
46-55 лет |
56-65 лет |
66-75 лет |
бол. 75лет |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Знаете ли Вы, что в Тамбовской области проходит акция «Восстановление духовно-исторической памяти»? | Да, знаю |
55 |
55 |
«м» 20 |
5 |
6 |
4 |
2 |
3 |
— |
— |
«ж» 35 |
5 |
8 |
6 |
7 |
4 |
5 |
— |
|||||
Нет, не знаю |
33 |
33 |
«м» 12 |
1 |
4 |
1 |
4 |
2 |
— |
— |
||
«ж» 21 |
— |
1 |
1 |
7 |
4 |
4 |
4 |
|||||
Что-то об этом слы-шал(а) |
12 |
12 |
«м» 6 |
2 |
1 |
— |
1 |
— |
— |
2 |
||
«ж» 6 |
— |
— |
1 |
1 |
2 |
— |
2 |
|||||
2 |
Есть ли в вашем районе (городе) разрушенные храмы, монастыри или утраченные святыни? | Да, есть |
98 |
98 |
«м» 37 |
8 |
10 |
5 |
7 |
5 |
— |
2 |
«ж» 61 |
5 |
9 |
8 |
15 |
9 |
9 |
6 |
|||||
Нет |
— |
0 |
«м» — |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
||
«ж» — |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|||||
Незнаю |
2 |
2 |
«м» 1 |
— |
1 |
— |
— |
— |
— |
— |
||
«ж» 1 |
— |
— |
— |
— |
1 |
— |
— |
|||||
3
|
Хотели бы Вы сами принять участие в проводимой Акции? | Да, с боль-шим жела-нием |
66 |
66 |
«м» 21 |
4 |
7 |
4 |
2 |
3 |
— |
1 |
«ж» 45 |
4 |
8 |
6 |
11 |
6 |
6 |
4 |
|||||
Нет, мне это не интересно |
22 |
22 |
«м» 14 |
4 |
2 |
1 |
5 |
1 |
— |
1 |
||
«ж» 8 |
1 |
— |
— |
3 |
3 |
1 |
— |
|||||
Другое |
12 |
12 |
«м» 3 |
— |
2 |
— |
— |
1 |
— |
— |
||
«ж» 9 |
— |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
4 |
В поисковой работе активно участвуют школьники, как Вы считаете, является ли это духовно-нравственным и патриотическим воспитанием детей и молодёжи? | Да
|
98 |
98 |
«м» 36 |
7 |
11 |
5 |
6 |
5 |
— |
2 |
«ж» 62 |
5 |
9 |
8 |
15 |
10 |
9 |
6 |
|||||
Нет
|
2 |
2 |
«м» 2 |
1 |
— |
— |
1 |
— |
— |
— |
||
«ж» — |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|||||
Другое
|
— |
0 |
«м» — |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
||
«ж» — |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|||||
5 |
Должна ли Акция получить широкое освещение на телевидении, в газетах? | Да
|
95 |
95 |
«м» 33 |
7 |
11 |
3 |
6 |
4 |
— |
2 |
«ж» 62 |
5 |
9 |
8 |
15 |
10 |
9 |
6 |
|||||
Нет
|
5 |
5 |
«м» 5 |
1 |
— |
2 |
1 |
1 |
— |
— |
||
«ж» — |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|||||
Другое
|
— |
0 |
«м» — |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
||
«ж» — |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|||||
6 |
По окончании Акции на месте утраченных святынь будут установлены памятные знаки. Будет ли это культурно — историческим событием для Тамбовщины? | Да
|
97 |
97 |
«м» 36 |
7 |
11 |
5 |
6 |
5 |
— |
2 |
«ж» 61 |
5 |
9 |
7 |
15 |
10 |
9 |
6 |
|||||
Нет
|
1 |
1 |
«м» 1 |
1 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
||
«ж» — |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|||||
Другое
|
2 |
2 |
«м» 1 |
— |
— |
— |
1 |
— |
— |
— |
||
«ж» 1 |
— |
— |
1 |
— |
— |
— |
— |
Опрос провела Андреева Елена Александровна