Храм в православной Церкви — это особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему. Считается, что в храме пребывает особая благодать, или милость Божия, которая через священнослужителей передается верующим.
Для построения храмов христиане с древних времен предпочитают места возвышенные, подобно Иерусалимскому храму, который был построен на горе Мориа.
Форма храма может быть весьма разнообразной. Наиболее часто встречаются продолговатая (наподобие корабля), крестообразная (вид сверху образует крест), круглая и восьмиугольная.
К наружным особенностям храма относятся купола, или главы, на которые ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме несколько глав, что имеет определенное символическое значение:
Две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе.
Три главы — три Лица Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Пять глав — Иисус Христос и четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн).
Семь глав — семь православных Таинств и семь вселенских Соборов.
Девять глав — девять чинов (степеней) ангельских.
Тринадцать глав — Иисус Христос и 12 апостолов.
Рядом со входом в храм часто строится колокольня.
Это может быть и специальная башня, стоящая около храма.
Храм строился в направлении с запада на восток. Снаружи восточную часть храма можно узнать по апсидам —«полуцилиндрическим выступам, в которых помещается алтарь. Часто таких апсид устраивалось три: наиболее широкая центральная и две более узкие по бокам.
Внутреннее помещение храма разделялось колоннами с запада на восток на несколько нефов (продольные части внутреннего помещения храма). Чаще всего таких нефов было три. Около алтаря они пересекались поперечным нефом.
Нефы обычно перекрывались сводами, или по-древнерусски – комарами.
Полукруглое или килевидное завершение части наружней стены здания, которое повторяет очертания расположенного ней свода, называется закомарой.
В центре пересечения продольных кораблей (нефон) поперечным устраивался купол. Из Византии были заимствованы древнейшие купола сферической (яйцевидной) формы, которые покоились на цилиндрическом и прорезанном окнами основании — барабане.
В Древней Руси храмы часто обносили галереями (их называли гульбищами — от слова «гулять»). Они могли окружу церковь с трех сторон (кроме восточной, где находился алтарь).
К храму нередко пристраивались приделы — небольшие храмы, имеющие свой собственный алтарь с престолом и увенчанные снаружи главкой. Алтарь в приделе освящается в память о события или святом. Если храм достаточно большой, имеет приделы, является главным в городе или районе, то его называют собором.
В средней части храма, где находятся верующие во время богослужения, над западным входом устраивали высокие хоры — большой балкон, где молился князь с семьей и приближенными. На высоко расположенные хоры вели лестницы. В древности специально для них пристраивали к храму башни.
По внутреннему своему устройству православный храм делится на три части: притвор, среднюю часть и алтарь.
Алтарь (от лат. «altaria, altus» — «высокий» и «ага» — «возвышение, жертвенник») всегда располагается в восточной части храма. Он возвышается над полом храма на высоту нескольких ступеней. В центре алтаря находится святой престол для совершения Таинства евхаристии.
Престолом называется освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря. По учению православной Церкви, на престоле таинственно, невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу могут только священнослужители.
В православных храмах алтарь отделяется от остального помещения иконостасом — стеной, украшенной иконами. В иконостасе три двери: центральная, двустворчатая (Царские Врата) и две боковые (диаконские).
Через Царские Врата никому не разрешается входить, кроме священнослужителей.
Иконы на иконостасе размещены по определенным правилам. В нижнем ярусе находятся иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы, евангелистов и особенно чтимых святых. Там должна быть и храмовая икона, то есть изображение того праздника или святого, в честь которого освящен храм. Во втором ярусе обычно помещаются иконы двунадесятых праздников; в третьем — иконы апостолов; в четвертом — иконы ветхозаветных праведников и пророков. Число ярусов (рядов) может быть меньшим или большим. На самом верху иконостаса всегда помещается крест с изображением распятого Иисуса Христа.
Существует несколько различных символических толкований внутреннего устройства православного храма. Чаще всего алтарь уподобляется миру горнему (Божественному), а остальная часть храма – миру дольнему (сотворенному). Но алтарь уподобляют и душе, а остальную часть храма – телу.
Между алтарем и притвором расположена средняя часть храма. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это возвышение перед иконостасом называется солеею. В центре солеи находится небольшой выступ, который называется амвоном (от греч. «восхождение»). Отсюда читается Евангелие и произносится проповедь.
По краям солеи, у стен храма, низкими перилами отгорожены клиросы, в которых во время службы располагается хор. У клиросов стоят хоругви, то есть иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам. Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.
Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма в киотах, то есть в особых больших рамах.
Перед амвоном стоит высокий четырехугольный узкий столик с наклонной поверхностью – аналой (от греч. «подставка для книг»). Во время службы на аналой кладутся богослужебные книги.
Перед иконами и аналоем стоят подсвечники, в которые верующие ставят свечи.
Посередине храма с потолка свисает паникадило, то есть большой подсвечник с множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.
В западной части храма находится притвор. Там некогда молились те, кто только готовился принять крещение. Часто к церкви примыкает возвышенная площадка — паперть; двери с нее ведут в притвор.
Православные храмы, как правило, все посвящались Иисусу Христу. Недаром с древних времен храм называли «Дом Господень», «Дом Божий», «Дом молитвы». Но кроме этих общих названий каждый храм носит имя в память какого-либо либо священного события или угодника Божия.
Источник: Колобовский Ю.Я., Степанова Т.А. Православие и русская культура. – Ярославль; Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский дом печати» С. 141-144.
Вопросы изучения историй населенных пунктов и имеющихся в них храмов, в том числе и уже утраченных, были актуальны в России и в позапрошлом веке.
Так, в частности в 1873 году в Тамбовских Епархиальных Ведомостях (в №10 от 15 мая и в №11 за 1 июня) публиковалась «Записка для обозрения русских древностей». В первой части данного труда под заголовком: «Топография сел, монастырей и деревень» описываются вопросы изучения населенных пунктов на предмет их возникновения, имеющихся ранее в них храмов или других культурно – религиозных построек и т.п. (самостоятельно смотрите копии страниц ниже).
Второй раздел публикации под заголовком «Архитектура церковных и монастырских зданий» освещает общие правила, по которым возводятся храмы и монастыри, описываются основные элементы конструкций данных сооружений, их назначения и названия. (Также читайте самостоятельно с копий документов ниже).
Третий раздел «Иконописание» посвящен правилам и принципам написания икон, их положения в храмах (смотрите самостоятельно ниже копии страниц Тамбовских Епархиальных Ведомостей).
В четвертом разделе «Металлические изделия, находящиеся в церквях» описываются названия и назначения различных предметов, которые находятся в храмах.
Копии нижеприведенных документов найдены на сайте: http://elibrary.tambovlib.ru/
«ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» №10 от 15 мая 1873 года
Записка для обозрения русских древностей (в №10 от 15 мая 1873 года)
I. Топография сел, монастырей и деревень
Записка для обозрения русских древностей (в №10 от 15 мая 1873 года)
II. Архитектура церковных и монастырских зданий
А. Наружные части церкви
Записка для обозрения русских древностей (продолжение в №11 от 1 июня 1873 года)
II. Архитектура церковных и монастырских зданий
Б. Внутренние части церкви
III. Иконописание
IV. Металлические изделия, находящиеся в церквях
Копии из http://elibrary.tambovlib.ru/